Доклад митрополита Климента на Кубанской православной конференции

6 февраля 2017 г. в рамках выставки «Радость Слова» прошла Кубанская православная конференция «1917-2017: уроки столетия», в которой приняли участие митрополит Екатеринодарский и Кубанский Исидор, митрополит Калужский и Боровский Климент, протоиерей Валериан Кречетов, ученое духовенство и научное сообщество Кубани.

Председатель Издательского Совета Русской Православной Церкви выступил с докладом: «Духовные истоки трагедии XX века».

Нынешний год — особый в истории нашего Отечества. Ровно век назад сначала в феврале, а потом в октябре в России произошли революционные события, которые изменили наше государство, общество, людей. Понимая, что наше сегодняшнее время со всеми его положительными и отрицательными явлениями — это во многом продукт предыдущих периодов нашей истории, хотел бы обратить внимание к событиям столетней давности, чтобы лучше осознавать себя и окружающую нас действительность, и нашу ответственность за ее дальнейшее развитие.

То, что происходило в 1917 году, еще современниками переживалось, как трагедия всего русского народа. Но надо понимать, что весь трагизм событий, связанных с крушением великого и мощного государства — Российской империи, имеет не только социально-политические и экономические взаимозависимости, но и духовные начала. Так бывает и с отдельным человеком, и целыми народами: вера и благочестие, старание жить по заповедям Господним, в страхе обидеть любовь Божию могут смениться апатией и безразличием к вере, оставлением добродетели и презрением всего священного. В таком помраченном состоянии отдельный человек и весь народ способен на измену, ненависть и на всякое зло. Предупреждая первых людей после нарушения ими заповеди, Господь сказал: «У дверей (сердца) грех лежит; он влечет тебя к себе» (Быт 4,7).

Еще в XIX столетии преподобные Оптинские старцы, праведный Иоанн Кронштадтский и многие другие духоносные подвижники скорбели об умалении веры в народе, формализме в жизни христиан, об охлаждении людей к церковному богослужению, и предвидели в этом приближение потрясений века XX.

Об этом, в частности, предупреждал и святитель Феофан Затворник, отмечая зачатки революционных событий в явлениях своей эпохи. Ему были очевидны последствия отступления от Бога русского народа. В одном из писем святитель так характеризовал своих современников: «И не глупы, и не

злы, но относительно к вере и к Церкви никуда негожи… Заключаю отсюда, что через поколение, много через два, иссякнет наше православие». А если Православие падет, то будет «то же и у нас, что, например, у французов», — писал святитель Феофан, имея в виду французские революции.

По свидетельству святителя, «ныне не думают только, но и говорят, и пишут, и печатают много богоборного», «пошли хулы на Бога и дела Его гласные. Некто писала мне, что в какой-то газете «Свет» № 88 напечатаны хулы на Божию Матерь». Если отрекаемся от своего Создателя от Источника жизни, то с чем останемся?» — справедливо задает святитель Феофан риторический вопрос.

Единственным средством от духовных недугов он признает покаяние, иначе не избежать стране бедствий в общественно-политической жизни для вразумления народа и очищения его от неверия и богозабвения. «Припомним двенадцатый год, — разъяснял святитель Феофан, — зачем это приходили к нам французы? — Бог послал их истребить то зло, которое мы у них же переняли. Покаялась тогда Россия, и Бог помиловал ее». Так должно быть и на этот раз: «Если опомнимся, конечно, ничего не будет; а если не опомнимся, кто весть, может быть, опять пошлет на нас Господь таких же учителей наших, чтобы привели нас в чувство и поставили на путь исправления», — заключал святитель.

Преподобный Оптинский старец Варсонофий еще до начала революционных вихрей предупреждал: «В страшное время мы живем. Людей, исповедующих Иисуса Христа и посещающих храм Божий подвергают насмешкам и осуждению. Эти насмешки перейдут в открытое гонение, и не думайте, что это случится через 1000 лет; нет, это скоро наступит. Я до этого не доживу, а некоторые из вас увидят. И начнутся опять пытки и мучения».

В другом месте преподобный Варсонофий писал: «Колизей разрушен, но не уничтожен. Колизей, вы помните, это театр, где язычники любовались на мучения христиан, где лилась рекою кровь христиан мучеников. Ад тоже разрушен, но не уничтожен, и придет время, когда он даст себя знать. Так и Колизей, быть может, скоро опять загремит, его возобновят».

Подвиг новомучеников

Все эти слова стали пророческими. Только на этот раз зло действовало не только со вне, как это было с нашествием Наполеона, и о чем говорил

святитель Феофан, но и внутри общества, разобщенного и ослабленного поисками социальной справедливости. Тогда, сто лет назад российское общество не нашло в себе силы консолидироваться вокруг своей духовной основы — Православия, и мощное государство было разрушено. Оставив веру в Бога и стремление обрести единство с Христом, русский народ утратил целостность, и началась кровопролитная братоубийственная гражданская война.

Желая окончательно погубить православную Россию, новой властью была предпринята попытка расколоть Церковь изнутри руками живоцерковников. Но Православная Церковь устояла, и раскол был изжит. Однако все семь десятилетий советской эпохи государство проводило активную антирелигиозную политику и стремилось истребить веру в Бога в людях и ее носителей. Тяжелейшие испытания выпали на долю тех, кто продолжал хранить верность Христу и идеалам Евангелия.

Почему Бог допустил такие страдания в России? Все испытания — даже самые страшные, смертельные — попускаются Богом, чтобы прекратить распространение греха, иначе грех станет беспредельным. Этому учит Священное Писание. Еще на заре человеческой истории Бог, проявляя любовь к преступившему заповедь Адаму, облекает человека в смертность, чтобы грех не обрел вечность. С тех пор люди умирают, иначе они бесконечно бы совершенствовались во грехе, и зло развивалось бы неограниченно.

Так было и во времена всемирного потопа, Содома и Гоморры, расцвета финикийской цивилизации. Всякий раз, когда люди устраивали свою жизнь без Бога и, совершенно забыв о своем предназначении одухотворять этот мир, всецело погружаясь в страсти и плотские удовольствия, необходимо было положить предел греху. И Бог посылал людям временную смерть, чтобы за ее горизонтом ожили их вечные души в ожидании Спасителя. Так было и в годы революции 1917 года. Многие ожидавшие ее скоро «пришли в себя» и, вновь обретя веру и принося покаяние, наполнили православные храмы. Об этом, например, свидетельствовали духовные чада праведного Алексия Мечёва.

Революция с одной стороны принесла испытания нашему народу, но с другой стороны, в этих испытаниях была явлена святость в Церкви через новомучеников. По словам преподобного старца Паисия Святогорца, Бог, видя добро, которое произойдет и будет больше, чем зло, оставляет диавола делать свое дело. Мы должны помнить, что Бог зла не сотворил. Источником зла является диавол.

В эпоху беспрецедентных гонений на Православную Церковь епископы и священники, иноки и миряне, продолжавшие хранить верность Христу и Его Церкви, стали нашими небесными молитвенниками и предстателями за Россию. Уже прославлены тысячи исповедников и мучеников, пострадавших за веру в XX столетии. И все еще продолжается поиск свидетельств об этом духовном подвиге православных русских людей. До сих пор нам неизвестно и, думаю, еще долго мы не узнаем их точное количество. Духовным наказом мучеников и исповедников российских был их призыв стоять в вере и до конца быть со Христом. Оптинский старец преподобноисповедник Никон (Беляев) говорил, что страдания нам даны, чтобы вера наша была крепче.

Казачество

Большие потери в эпоху революционных бурь понесло и казачество, практически уничтоженное во время гражданской войны. Сто лет назад в рядах казачества так же возникло брожение, как и во всем российском обществе. Новые поколения были настроены сочувственно к революционным идеям, а Георгиевских кавалеров — казаков, которые за веру и Отечество геройски сражались на фронтах I Мировой Войны, на родине нередко встречали с презрением. Это подрывало роль казачества как оплота государственного строя.

Отречение царя Николая от престола, октябрьские событий 1917 года ввергли кубанское казачество, как всю Россию, в смуту. «И восстал брат на брата …», и «полегло много порубленных голов…», но не за родину, а в междоусобной брани.

Вот к чему привело отступление народа от Православия. Все действовали под влиянием сиюминутных желаний, забыв Бога и заглушив совесть, потеряли и страну. По выражению философа Василия Розанова, «Русь слиняла в два дня…» — так быстро исчезла самодержавная Россия, и возникла страна Советов.

Но нам сегодня надо ценить всю историю нашей родины, не вырывая из нее по своему желанию или предпочтению ту или иную страницу, — вся она без остатка отпечаталась в наших генах, в исторической памяти народа, его характере и ментальности. Надо работать над врачеванием духовных

недугов, чтобы избежать повторения пережитых трагедий, и с уважением, рачительно относиться ко всему положительному, приобретенному столь дорогой ценой.

Подвиг народа, победа в Великой Отечественной войне

В советском периоде нашей страны были не только лагеря специального назначения, руководящая роль партии и культ личности. В годы советской власти наш народ одержал победу над фашизмом, грамотность и просвещенность достигли высокого уровня, и началось освоение околоземного пространства. Именно россиянин первым совершил полет вокруг Земли и вышел в открытый космос. В советское время отечественная школа возросла на лучших традициях воспитательного обучения.

Но при этом общество и все его институты были атеистическими. Церковь сохранилась, но верующие люди испытывали со стороны правящей идеологии непрестанное давление: сначала это была физическая расправа, потом лишение свободы в застенках, психбольницах. Люди, открыто посещавшие храмы, были изгоями в советском обществе. Вся система образования и воспитания была построена вне Бога и направлена против веры и Церкви. Духом атеизма и богоборчества были пропитаны советская наука, разные виды искусства, вся советская культура.

В общественную и личную мораль советская власть закладывала такие качества как жертвенность, терпение, трудолюбие, верность, внутреннее благородство, скромность в быту и другие, по сути своей, евангельские начала. Именно они позволили нашему народу проявить героизм на фронтах и в тылу в годы Великой Отечественной войны, достичь успехов в социальном и научно-техническом развитии, а государству — поддерживать высокий авторитет в международных отношениях. Но исключив из христианских идеалов их Источник — Бога, советская идеология лишила их внутренней силы.

К седьмому десятку советского строя эта внутренняя опустошенность, несоответствие реальной жизни и официальных лозунгов ощущались все сильнее. Большинство народа духовно одичало, потеряло веру в Спасителя и отстало от вековых традиций Православия. Разоренные и обращенные в тюрьмы, музеи для туристов, и используемые в других целей (психбольницы) монастыри, разрушенные и полуразрушенные храмы, стоявшие по всей стране, отражали внутреннее состояние души советского человека.

Возрождение церковной жизни в 1990-е годы

Когда в связи с празднованием 1000-летия Крещения Руси в конце 80-х годов Церкви понемногу начали возвращать храмы и монастыри, а затем отменили законы, дискриминирующие верующих, у людей появилась возможность возрождать церковную жизнь и одновременно самим духовно возрождаться. Одна за другой восстанавливались святыни — Оптина пустынь, Толгский монастырь, Валаам, Шамордино и еще многие и многие прославленные обители. Проводилась реабилитация и прославление новомучеников и исповедников.

Миллионы людей со сформированным атеистическим мировоззрением, каким-то подсознанием, внутренним духовным чувством и, несомненно, по молитвам всех святых, просиявших на Российской земле, при первой же возможности обратились к Церкви и ее духовной мудрости, желая узнать истинное предназначение человека. Ведь если исключить Христа из нашей жизни, она из трехмерного полноценного бытия, устремленного к единству с Богом, обращается в чувственно-телесное двухмерное метание в земной суете или даже в одномерное существование, в котором нет ничего, кроме «хлеба и зрелищ».

В 90-е годы ХХ века, можно сказать, вся страна пришла в церковь креститься. Никто никого к этому не принуждал, и в материальном плане времена были нелегкие, но люди ощущали такой духовный вакуум, что их стремлению к Христу ничто не могло помешать. Желание, узнать как можно больше о православной вере и жить по-церковному в те годы, было огромное. Это было поистине второе Крещение Руси, возвращение всего народа в объятия Отчие. С возрождением православия, стало возрождаться и казачество, потому что настоящее казачество не мыслимо без православия..

Вера основа жизни

Сегодня, вспоминая духовные уроки прошедшего столетия, хочу высказать пожелание, чтобы современные россияне сохраняли духовный подъем 90-х, то горячее стремление жить, как заповедал Спаситель, как учит Церковь. Беда христиан нашего времени в том, что мы много знаем и мало делаем. Сегодня легко прочесть любую духовную литературу, даже на самый взыскательный вкус. Многие люди сегодня разбираются в богословских вопросах лучше, чем их предки в царской России. Но зачем все только узнавать? Неужели лишь для того, чтобы учить других, а самим успокоиться своим знанием? Ведь не знания спасают, а Христос Бог, верность и любовь

Которому мы можем показать реальными делами веры, христианским подвигом, молитвой, непрестанной работой над собой.

Истинно христианская нелицемерная жизнь сегодня очень важна не только нам самим, но и окружающему миру. В этом мире усиливаются процессы апостасии. Люди вновь отходят от Христа под напором нападок на традиционные христианские ценности со стороны «прогрессивного» западного общества. Некогда святитель Феофан Затворник видел большую опасность в следовании заблуждениям Запада. Эта опасность сохраняется.

Нам очень важно дать альтернативу массовой развлекательной культуре, которая формирует из современного человека эгоистичного потребителя, который желает только получать и жить исключительно в свое удовольствие. С этой целью сегодня нужно поддерживать культуру чтения. Люди живут в напряженном ритме и находят отдых в том, что им предлагают телевидение, радиовещание, интернет. Думаю, что добрая книга способна лучше помочь человеку обрести мир и душевное равновесие в современном мире. Она не только вызволяет его из круговорота суеты, но и помогает задуматься над происходящим в его душе, соотнести свои идеалы с законами вечной жизни.

В наши дни, как и прежде, Церковь существует ради спасения души человека. Людям надо ценить каждую возможность черпать силы и мудрость бытия из этого вечного источника. А обществу надо стремиться всеми путями сохранять свою духовную независимость от душепагубных влияний, хранить наше русское Православие, утверждаться в вере, ходить путями святых. Сегодня, помня о прошлых приобретениях и утратах, мы должны смотреть в будущее. Православие — это основа нашего будущего, основа нашей государственности, основа кубанского казачества.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *