Миссионерская миссия современной православной прессы

Гаджыева Лейла Сахибовна

Кубанский государственный университет

факультет журналистики

3 курс

Руководитель д. ф. н., доцент факультета журналистики Кубанского государственного университета, проректор Екатеринодарской духовной семинарии

 

Миссионерская миссия современной православной прессы

Православная пресса сегодня активно развивается. Появляется все больше изданий, готовых говорить о Боге и вере понятно и доступно, интересно и увлекательно.

Прихожане Русской Православной Церкви составляют примерно половину паствы всего православного мира. При таком количестве верующих православная журналистика должна иметь благодатную почву для развития, расширения тематики и появления большого количества религиозных информационных продуктов. Православные СМИ развиваются достаточно быстро, хоть и по многим параметрам отстают от светских вследствие своей тематической и идейной специфики.

Сегодня бороться со стереотипами, существующими вокруг Церкви, трудно из-за мощной информационной войны, которая вокруг нее развернулась. По-христиански ли с ней бороться? Стоит ли вообще устраивать борьбу? Безусловно, да, но опять же — по-христиански, то есть словом, живым и точным. Сегодня миссионерскую и просветительскую функцию выполняют многие православные издания. Приведем примеры некоторых из них.

Одним из качественных изданий православной прессы является журнал «Фома». Он родился в 1996 году и по сей день является одним из наиболее известных  и успешных православных СМИ в России. Это ежемесячное некоммерческое издание. Стоит отметить, что миссионерская деятельность — его главная цель. В среднем, по подсчетам редакционного коллектива, один журнал читают девять человек. Купив и прочитав один выпуск, человек делится им со своими родными и друзьями.

Главный редактор журнала «Фома» Владимир Легойда — журналист, педагог, политолог, общественный и церковный деятель. Он является председателем Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ Московского Патриархата . Стоит отметить, что он  первый в истории Русской Православной Церкви мирянин, назначенный на этот пост.

В 1995 году Владимир Легойда поехал в Америку, где узнал о православной общине, у которой был свой журнал «Смерть миру». Благодаря ему будущий главный редактор «Фомы» по-другому посмотрел на православную журналистику. После поездки он убедился: с читателем православного издания нужно говорить на его языке, объясняя даже самые сложные процессы в православии простым и понятным языком, постепенно приучая его к церковной лексике. Так появилась идея создания «Фомы».

Это издание позиционирует себя как журнал для тех, кто хочет верить. Он назван в честь апостола Фомы, который, по евангельской истории, не поверил на слово другим апостолам, когда они сообщили ему, что видели воскресшего Христа. Оказалось, что он очень жаждал правды и не хотел обмануться в своих ожиданиях. Вот как прокомментировало смысл данной истории само издание в октябрьском выпуске 2018 года: «Это неверие, жаждущее истины, стремящееся к ней. Ему не нужен утешительный обман, ему нужен настоящий Христос».

Круг вопросов, которые в каждом номере поднимает редакция, чрезвычайно широк и многообразен. «Фому» интересуют не только проблемы современной Церкви, но и все, что так или иначе касается вопросов православной веры. Острые политические темы журнал «Фома» намеренно избегает, поскольку не считает это задачей издания христианской направленности.

Так комментирует позицию издания заместитель главного редактора журнала «Фома» Владимир Гурболиков: «Очень много народу хотело бы, чтобы яркий, мощный, известный православный журнал занялся поиском виноватых во всех наших бедах, разоблачением, указанием конкретных грешников вокруг и внутри Церкви. Мы не будем заниматься судом, не к тому нас Христос призвал. Мы в этих вопросах очень мягко, но очень твердо настаиваем на своей инаковости.  Кто-то считает эту позицию беззубой,  на мой взгляд, это позиция христиан, Евангелия»[1].

В 2011 году был опубликован список чаще всего цитируемых на центральном российском телевидении и радио печатных изданий. В него также попал журнал «Фома». Кроме того, по результатам опроса, выяснилось, что большинство читателей данного издания — это женщины и мужчины в возрасте от 25 до 40 лет.

О редакции журнала рассказывает Владимир Гурболиков:

«Это и редакция, и одновременно христианская община. Это не тусовка. Это именно христианская община, где молятся, у которой есть духовник, который молится вместе с нами и за нас. Это община, в которой люди стремятся учиться друг друга любить по-христиански. Это просто как-то проявляется, хоть и не всегда, потому что это очень сложно. У нас 30-тысячный тираж, но при этом в среднем девять человек читает каждый экземпляр «Фомы».  То есть  мы знаем, что глаза десятка тысяч людей обращены к нам. Приходится все равно на это ориентироваться»[1].

Примечательно то, что по типологическим особенностям журнал «Фома» является глянцевым, а по идейному содержанию — духовно-просветительским. Ему, безусловно, необходимо привлекать читательскую аудиторию не только верующих, но и светских кругов. Цветной, грамотно составленный и удобный для переноса журнал с яркой и красноречивой, глубоко продуманной идеей обложки чаще всего привлекает читателя.

Другое успешное российское православное издание — «Православная беседа». Оно является первым в постсоветской России массовым духовно-просветительским журналом, который выходит в свет с 1991 года под духовным попечительством Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата и Отдела религиозного образования. Главный редактор — журналист, публицист и общественный деятель Валентин Владимирович Лебедев. Редакционная коллегия состоит из представителей Церкви: протоиереи Артемий Владимиров, Владимир Воробьев, Максим Козлов, Валериан Кречетов, Владислав Свешников, Михаил Дудко, Дмитрий Смирнов, Всеволод Чаплин и игумен Кирилл Сахаров. Постоянными авторами являются не только священнослужители Русской Православной Церкви и богословы, но и христианские публицисты и писатели.

«Православная беседа» достаточно консервативна в подаче материала, но в то же время она внимательна к современным общественным процессам. В отличие от «Фомы», публикации данного издания более объемные, снабжены большим количеством точек зрения различных исследователей.

Материалы сугубо религиозного характера мы встретим скорее в рубрике «Воскресная школа». В ней — объяснение смысла молитв, богослужений, рассуждения о поступках священномучеников, история святых мест, публикации катехизаторской направленности. Так, в материале «Молитва Господня» митрополита Волоколамского Илариона подробно анализируется самая известная в православной среде молитва «Отче наш» [2, С. 2]. Автор объясняет смысл ее содержания, ссылаясь на библейский текст, труды богословов и исторические факты.

Как уже было сказано в данной работе, бороться со стереотипами вокруг Русской Православной Церкви в наши дни необходимо с помощью правильно и вовремя сказанного слова. Указанные выше издания, по нашему мнению, грамотно выполняют свою миссионерскую миссию в постоянно меняющемся информационном поле.

Список использованной литературы

1)      Программа «Фома» на телеканале «Спас». Выпуск 2011 года.

2)      Митрополит Волоколамский Иларион «Молитва Господня» //   «Православная беседа». — 2018. — № 6. — С. 2.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *